Ведение воинского учета в организациях
Разработка документации и формирование картотеки, постановка организаций на воинский учет, ведение учета военнообязанных сотрудников
Что такое воинский учет?
Ведение воинского учета сотрудников – обязанность каждой компании независимо от размера и формы собственности. Военкоматы любят порядок, каждый из них отвечает за свою территорию и имеет собственные требования, которые необходимо учитывать работодателям. Особенно много сил и ресурсов воинский учет отнимает у территориально распределенных компаний, компаний с обособленными подразделениями, с иногородними сотрудниками.
Чем грозят организации и ее руководителю нарушения в ведении воинского учета?
Правонарушениям в сфере воинского учета работников организации посвящена целая глава 21 КоАП РФ. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете», воинский учет граждан по месту их работы (учебы) осуществляется организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации, за состояние воинского учета, осуществляемого организациями, отвечают руководители этих организаций. Расходы, связанные с ведением воинского учета в организации, производятся за счет ее средств.
За нарушения ведения воинского учета в организации в 2022 предусмотрена ответственность:
-непредставление руководителем или другим должностным лицом организации, ответственными за военно-учетную работу, в установленный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет (ст. 21.1 КоАП РФ);
-не оповещение руководителем или другим должностным лицом организации, ответственными за военно-учетную работу, граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, необеспечение гражданам возможности своевременной явки по вызову по повестке военного комиссариата (иного органа, осуществляющего воинский учет) (ст. 21.2 КоАП РФ);
-несообщение руководителем или другим ответственным за военно-учетную работу должностным лицом организации в военный комиссариат (иной орган, осуществляющий воинский учет) сведений о принятых на работу (учебу) либо об уволенных с работы (отчисленных из образовательных организаций) гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете (ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ).
Если в ходе проверки будет выявлено неисполнение работодателем требований Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», то помимо наложения штрафов, материалы об этом могут быть переданы в прокуратуру по месту нахождения организации. В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вынесет представление об устранении нарушения закона, на которое Ваша организация обязана ответить в месячный срок.
Невыполнение представления прокурора может повлечь привлечение как должностных лиц, так и юридического лица к административной ответственности уже по ст. 17.7 КоАП РФ: на должностных лиц может быть наложен штраф – от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Если юридическое лицо осуществляет свою деятельность с грубым или систематическим нарушением закона, то согласно п. 3 ст. 61 ГК РФ оно может быть ликвидировано в судебном порядке, в том числе по иску прокурора.
Чем грозят организации и её руководителю нарушения в ведении воинского учета c 1 октября 2023 г.
Неисполнение обязанности по обеспечению своевременного оповещения и явки граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации, на сборные пункты или в воинские части, либо неоказание содействия в организации таких оповещения и явки (ч. 1 ст. 19.38 КоАП РФ) – штраф от 60 тыс. до 80 тыс. руб. для должностных лиц, от 400 тыс. до 500 тыс. руб. для юрлиц.
Не оповещение граждан о вызове (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, при поступлении, в том числе в электронной форме, таких вызовов (повесток) либо необеспечение гражданам возможности своевременной явки по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет (ст. 21.2 КоАП РФ) – штраф от 40 тыс. до 50 тыс. руб. для должностных лиц; от 350 тыс. до 400 тыс. руб. для юрлиц.
Непредставление или несвоевременное представление должностными лицами государственных органов или организаций в установленном федеральным законом порядке сведений, необходимых для ведения воинского учета (ст. 21.4 КоАП РФ в новой редакции) – штраф от 40 тыс. до 50 тыс. руб. для должностных лиц.
В чем сложности с воинским учетом?
Требует постоянного внимания и знаний. Кадровику предстоит непростая и ответственная работа: изучить порядок воинского учета и наладить его без ошибок. Мы отлично знаем методику работы, правила и тонкости процедуры. Понимаем, как наладить совместную работу с вашими сотрудниками, чтобы вам было удобно все контролировать и иметь доступ к нужным данным.
Проверяют чаще и серьезнее. Военкоматы теперь плотно общаются с районными администрациями и точно знают, какие компании открываются и работают на их территории. Помимо этого, с сентября 2022 года ведение воинского учета проверяется, как никогда ранее. В поисках уклонистов сотрудники военкоматов приходят с проверками к работодателям. Они смотрят действие отсрочек, правильно ли ведутся документы, выписывают предписания устранить нарушения и штрафуют. Проверки будут продолжаться пока военный комиссар не будет доволен.
Придется работать со всеми военкоматами, где сотрудники стоят на учете. Люди обычно регистрируются в военкомате по месту прописки. Если у вас десять иногородних работников, вам нужно общаться с десятью разными военкоматами. Либо уговорить сотрудников встать на учет в местный военкомат.
Если этого не делать и работать с нарушениями – сотрудников оштрафуют, а на предприятии может быть организована внеплановая проверка.
Чем мы сможем вам помочь и как будем работать?
Всю рутину мы возьмем на себя, а вам останется только назначить ответственного, который будет подписывать документы (закон запрещает нам делать это за вас даже по доверенности). В зависимости от тарифа мы берем на себя общение с военкоматами «под ключ» или готовим полный пакет документов. Мы сформируем специальную картотеку с информацией о состоящих на воинском учете. Она отличается от типовой кадровой картотеки, делается в соответствии с требованиями военкоматов. Мы подготовим необходимый пакет документов. Сразу после постановки на учет сделаем сверку с военкоматом: сверим данные по военнообязанным в запасе. Мы уточним требования военкоматов и добьемся взаимопонимания, чтобы мирно взаимодействовать и легко проходить проверки.
Организацию поставили на воинский учет, что дальше?
Мы ведем учет военнообязанных корректно и методично:
- уведомляем военкомат об увольнении и приеме работников, изменении персональных данных, семейного положения, получении высшего образования;
- делаем сверки с военкоматом по графику. Отправляем данные на сверку по установленной конкретным военкоматом форме;
- сопровождаем проверки, компании среднего размера проверяют раз в пять лет, крупные – каждые три года.
Аутсорсинг ведения воинского учета удобно сочетать с аутсорсингом кадрового делопроизводства. Так делает каждый второй наш клиент, это позволяет разгрузить отдел кадров, упорядочить кадровый документооборот, снизить риск ошибок и штрафов, оптимизировать затраты организации на штатного сотрудника.