Заместитель министра обороны Дмитрий Булгаков в эксклюзивном интервью «АиФ» — о том, как работает система обеспечения Вооружённых сил
Каждый третий из миллиона военнослужащих Российской армии имеет прямое отношение к системе материально-технического обеспечения Вооружённых сил. Раньше это называлось тылом Вооружённых сил. Однако в 2010 г. все структуры, которые кормят, одевают и подвозят снаряды, были преобразованы в систему материально-технического обеспечения (МТО). Её возглавил генерал армии Дмитрий Булгаков.
В системе МТО служат 165 тыс. военнослужащих и 145 тыс. гражданских лиц. Это почти 30% численности Российской армии. Система готовит 3 млн порций пищи в сутки, выдаёт 15 млн предметов обмундирования в год, содержит 120 тыс. единиц боевой техники и 400 тыс. автомобилей.
Сергей Осипов, «АиФ»: Дмитрий Витальевич, как работает ваша система?
Дмитрий Булгаков: Попробую объяснить. Вот смотрите вы репортаж с учений. Вот на полигоне стоит танк. Вот он выстрелил. А теперь расскажу, какие условия должны быть выполнены, чтобы вы эту картинку увидели.
Во-первых, чтобы выехать на огневой рубеж, у танка должно быть исправное базовое шасси. За это отвечает ГАБТУ, Главное автобронетанковое управление, входящее в структуру системы МТО. Во-вторых, на танке стоит вооружение: пушка и два пулемёта. Для каждого из них нужен свой тип боеприпасов. За боеприпасы, а также за исправность пушки и пулемётов отвечает ГРАУ, Главное ракетно-артиллерийское управление. Тоже входит в МТО.
В-третьих, танк надо заправить горючим и маслами. Для этого подключается Департамент ресурсного обеспечения МТО.
В-четвёртых, чтобы всё это привезти на полигон, нужно подключать Департамент транспортного обеспечения. Железная дорога, например, Министерству обороны не принадлежит. У железнодорожников свой график для товарных и пассажирских поездов, в который военным надо вклиниться. Это особое искусство. То же касается наших отношений с Минтрансом и Росавтодором, инфраструктурой которых мы тоже пользуемся.
В-пятых, тем самым танком, с которого мы начали, управляют люди. Люди в армии вообще всем управляют, даже беспилотниками, которые вроде как летают самостоятельно. А людям — что танкистам, что морякам, что лётчикам — надо три раза в день поесть, одеться-обуться по сезону, поспать в нормальных условиях, иначе завтра они будут небоеготовы.
Вот и считайте: чтобы обеспечить выстрел из танковой пушки, который вся страна увидит в вечерних теленовостях, в системе МТО работают 14 главков, департаментов и служб. Чтобы рассказать обо всех, мне потребуется дней пять, а лучше — неделя.
Всё замкнуто на Центральный пункт управления (ЦПУ) системы МТО. Туда стекается вся информация о нашей системе, её обрабатывает дежурная смена, которая заступает на боевые посты ежесуточно. С дежурной сменой у меня постоянная связь. Сейчас покажу (снимает трубку одного из своих телефонов и включает громкую связь, — Ред.).
— Оперативный дежурный полковник Иванов (фамилия изменена по соображениям секретности, — Ред.).
— Как дела?
— Всё нормально, товарищ заместитель министра обороны, без происшествий.
— Хорошо.
Пока замминистра кладёт трубку, на том конце провода слышно, как оперативный дежурный выдыхает. Среди подчинённых генерал армии Булгаков имеет репутацию строгого, но справедливого и внимательного к деталям начальника.
— Что главное в системе МТО?
— Главное — чтобы она работала планово, не стихийно, не в режиме пожарной команды, хотя противопожарная охрана на объектах Минобороны тоже входит в систему МТО. Чтобы работала под задачи, поставленные перед Вооружёнными силами на год, на полугодие, на квартал, на месяц и далее — по дням недели. Сейчас идёт весенний призыв в армию. Военкоматы, где призывников нынче экипируют (раньше это делали в воинских частях по прибытии), должны быть обеспечены комплектами обмундирования строго по размеру каждого призывника. Чтобы никому ничего не жало и ни у кого ничего не болталось.
— Хорошо, но, допустим, руководство страны ставит перед МТО задачу, которую надо решать именно в пожарном порядке. Было же такое в 2015: завтра вводим авиагруппу ВКС в Сирию... А снабжать её — вам.
— Не надо драматизировать. На самом деле между заключением межправительственного соглашения о размещении авиагруппы и санкцией Совета Федерации на использование ВКС на чужой территории прошло больше месяца. Подготовка протекала быстро, но в плановом порядке. Впрочем, рассказать эту историю полностью ещё не пришло время.
То, что сейчас называется сирийским экспрессом, было организовано в этом кабинете. Были задействованы все существующие виды транспорта, кроме разве что монорельса и фуникулёра: автомобильный и железнодорожный внутри страны, военно-транспортная авиация, вспомогательный флот ВМФ, гражданские суда по контракту. Зато живут люди не в палатках, а в нормальных условиях, с кондиционером и душем. Не могу сказать, что российский контингент в Сирии обеспечен всем необходимым по мировым стандартам. Пусть мировые стандарты ещё попробуют нас догнать!
— В общественном сознании главная заслуга нынешней реформы Вооружённых сил в том, что солдатская форма стала функциональнее, а пища — вкуснее.
— Наверное, со стороны всё так и выглядит. На самом деле форма и еда — только видимая часть айсберга. МТО не может развиваться в отрыве от всех Вооружённых сил. Сперва на вооружение принимается какая-то новая военная техника, следом идёт развитие того, в чём эту новую технику эксплуатировать. Был в войну отличный танк Т-34. Но к нему зимой надо было полушубки и валенки выдавать. Потом появился Т-72Б3М с совершенно другой обитаемостью. Соответственно, к этому танку и одежда, и обувь должны быть другие. Это задача Вещевой службы. В ней есть Военно-научный комитет, который постоянно работает с промышленностью, с текстильными институтами по составу и расцветке тканей. Если мы хотя бы на год остановим эти исследования... Как говорили классики? «Остановился — значит опоздал».
То же можно сказать и про еду. Питание военнослужащих зависит от их физических нагрузок. У лётчика они одни, у подводника — другие, у спецназовца зимой в горах — третьи. Кстати, энергетическая ценность базового пайка российского военнослужащего самая мощная: 4200 ккал в сутки. То, что было раньше фирменным знаком военной кухни, — тушёнка и «консервы мясорастительные» — только на гражданке осталось. Даже ИРП (индивидуальные рационы питания), потомки сухого пайка, сейчас имеются в 7 разновидностях по дням недели. Чтобы не приедался. Я, допустим, гречку люблю, но через три дня она хоть кому надоест. То же самое можно сказать про любой продукт: хоть про картофель, хоть про устриц.
— А что, у нас солдат уже устрицами кормят?
— До этого пока не дошло. Устрицы нормами довольствия не предусмотрены: это скоропортящийся продукт.
— В прошлом году на вас свалилась одна напасть, которая, к счастью, случается не каждый год. Я про то, как в начале декабря прошлого года в 73 км от села Чекунда в Хабаровском крае из-за оползня обрушилась часть сопки.
— Напомню, что тогда произошло. В результате катаклизма возникла угроза подтопления населённых пунктов, автомобильных и железнодорожных коммуникаций Байкало-Амурской магистрали, находящихся выше природного завала. Эта проблема встала бы в полный рост весной, после вскрытия Буреи. Некоторые специалисты даже советовали отселить жителей приречных территорий, пока не стало поздно. Но мы этого не допустили.
Оползень был признан учёными крупнейшим за последние годы. Объём сошедшего грунта составляет примерно 34 млн кубометров. Природа создала естественную плотину протяжённостью 740 м и шириной до 500 м, высотой до 60 м. Ниже этой точки возникли проблемы другого рода: уровень воды в водохранилище Бурейской ГЭС упал на 28%. Соответственно, упало и производство электричества на электростанции, входящей в первую десятку ГЭС России.
После анализа ситуации руководство страны приняло решение привлечь к устранению последствий аварии систему МТО Минобороны. Основная причина, по которой столь «непрофильная» работа досталась нам, была весьма проста: ни одно ведомство, кроме военного, не располагает запасами взрывчатки, способными пробить дыру в таком завале. Ещё одна причина — в транспорте. Только у Минобороны в районе аварии был аэродром, способный принимать тяжёлые транспортные самолёты. Речь идёт о базе дальней авиации Украинка в Амурской области. Туда, за 6 тысяч километров, везли массу необходимого. Взрывчатку доставляли железнодорожным транспортом также в кратчайшие сроки. Далее её, как и всё остальное, развозили на место работ вертолётами. Например, с помощью тяжёлого вертолёта Ми-26 к месту обрушения был доставлен мощный бульдозер.
Не сбрасывайте со счетов и сложнейшие климатические условия. Температура в районе работ падала до минус 43 градусов. И это при высокой влажности в сочетании с сильными порывистыми ветрами. Я хоть и служил в своё время в Забайкальском военном округе, но даже для меня такое сочетание было, что называется, на грани. А теперь представьте, каково приходилось солдатам и офицерам, которые работали непосредственно у реки. Вот кого благодарить надо!
Всего было произведено 11 подрывов с применением 300 тонн взрывчатых веществ. Задачу, поставленную президентом, мы выполнили на 10 дней раньше намеченного срока. Всего для ликвидации последствий схода оползня было задействовано более 500 военнослужащих самых различных специальностей. Все они, а также представители других ведомств, участвовавшие в операции по ликвидации последствий оползня, представлены к наградам.
— Как проходит строительство объектов на северных островах?
— В арктической зоне — на архипелаге Новая Земля, островах Земля Александры, Котельный, Врангеля и мысе Шмидта — за короткий период времени в суровых климатических условиях были построены уникальные в своём роде военные базы. Для этого из центральных областей России и из Сибири было доставлено 200 тыс. тонн различных грузов. Каждая из баз, которые я упомянул, является полностью автономным городком с замкнутым циклом жизнеобеспечения. Это позволяет людям выполнять поставленные задачи, не выходя без особой необходимости наружу. Я только что говорил о природных условиях на Бурее, там они были суровые, а вот зимой на Новой Земле они экстремальные.
При строительстве военных баз использовались уникальные архитектурные решения, инновационные технологии, новейшие материалы и оборудование. И названия им были даны не менее привлекательные. «Арктический трилистник» на острове Земля Александры получил название благодаря своей форме трёхлучевой звезды. Кстати, это здание считается самым северным в мире капитальным сооружением.
«Северный клевер» на острове Котельный в плане похож на лист этого растения. В этом году мы планируем завершить строительство военного городка в посёлке Тикси для военнослужащих соединения ПВО Северного флота. Все 11 объектов этого комплекса будут соединены между собой крытыми переходами. Так что ходить в буран, держась за верёвку, как в фильмах про полярников, никто не будет. Всё-таки в XXI веке живём!
— Помимо освоения северных рубежей страны, на вас повесили и очистку Арктики от мусора. Казалось бы, где Министерство обороны, а где экология?
— Не соглашусь с постановкой вопроса. Во многом загрязнение Арктики было допущено ещё в советские времена. И не только военными. Правда, тогда об этом никто не думал, даже слова-то такого ещё не было: «экология». У нас есть такие возможности, которыми не располагает ни одно ведомство. То, что ответственность по очистке Арктики легла на нас, — это здравый расчёт.
С 2015 г. в рамках системы МТО действуют подразделения ликвидации экологического ущерба. На местности они могут работать только с июня по сентябрь, опять же по метеоусловиям. С тех пор на Новой Земле, островах Котельный и Врангеля, аэродроме Алыкель в Норильске было собрано 18,5 тыс. тонн металлолома. В основном это бочки из-под горючего, брошенные на Крайнем Севере в сороковые-восьмидесятые годы XX века. 15,6 тыс. тонн уже вывезено на Большую землю. 4 тыс. тонн собираемся убрать в этом году.
— Если представить все Вооружённые силы как большую патриархальную семью, какое место в ней займёт система МТО?
— Конечно, это мама. Мама и добрая бабушка. Они накормят, напоят, спать уложат и колыбельную на ночь споют. Хотя последнее — это уже скорее к коллегам из Департамента культуры Минобороны.
Кстати: что входит в систему МТО?
Основу системы составляют как подвижные, так и стационарные силы и средства:
— Столовые и камбузы — более 3 тыс., в том числе 887 переведённых на питание с элементами «шведского стола». При этом 730 столовых имеют функцию заказа питания и оборудованы системой управления доступом. Проще говоря, если ты зарегистрирован в системе, то есть встал на довольствие, прикладываешь большой палец к сканеру — и получаешь завтрак, обед или ужин;
— Места для помывки и стирки белья, оборудованные душевыми кабинами (42 тыс.) и стиральными машинами (14,5 тыс.);
— Парки для хранения, обслуживания и ремонта вооружений и военной техники — 1,5 тыс. Стационарные пункты заправки техники — более 1 тыс.;
— Суда обеспечения ВМФ — 68, причём 6 новых судов вспомогательного флота приняты в 2018 г. К 2029 году их количество будет доведено до 95.
Если уж заговорили о прошлом годе, то за этот период для нужд войск и сил флота система МТО поставила 2 млн тонн горюче-смазочных материалов, 85 млн предметов вещевого имущества, 7,5 млн единиц посудно-хозяйственного имущества и оборудования. За 2018 год было перевезено 2,5 млн военнослужащих и членов их семей, а также 7 млн тонн воинских грузов. И такой объём задач в рамках материально-технического обеспечения Вооружённых сил выполняется ежегодно.
http://www.aif.ru/society/army/zamministra_oborony_ustric_soldatam_poka_ne_daem_produkt_skoroportyashchiysya